Новости Грузии
Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Горячие новости стран

Интеллектуальная рассылка
SmartResponder.ru
Будущее человечества
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


 Дайджест новостей



Политическая жизнь в Интернете

Рассылка 'Политическая жизнь в Интернете'
Подписаться письмом




Статистика сайта



Rambler's Top100


Горячие новости Грузии

Улицей имени Буша внешних долгов не покрыть (часть 3) Грузия
 
image

Итоги грузинских реформ 2003 – 2010 года

С 2003 по 2010 год Грузия произвела глубочайшее реформирование экономической и социальной жизни, аналогов которому на постсоветском пространстве не существует.

Грузинские реформы представляют из себя очень резкие и неоднозначные перемены, великолепная рекламная картинка которых далеко не вполне соответствует их реальному наполнению и не отражает реальные, неафишируемые правительством и лоббистами результаты.

Увеличение грузинского ВВП и бюджета, достигнутое за счет тотальной распродажи национального достояния и иностранных финансовых вливаний, высокие рейтинги экономической свободы и антикоррупционной деятельности не вылились в реальное увеличение жизненного уровня граждан и в снижение безработицы и, исходя из хода реформ, практически не имеют шансов на это в будущем. Экономика Грузии и ее социальные реформы в огромной степени сидят на инвестиционной и кредитно-грантовой игле и при ее прекращении перспектив у «грузинского чуда» не существует.

С исторической точки зрения экономическая модель Грузии осталась неизменной. В последние 200 лет (как минимум) Грузия жила за счет собственных ресурсов считанные годы и каждый раз это становилось для нее подлинной катастрофой. Как правило, в любых исторических условиях Грузия находила покровителя и спонсора, который в огромной степени дотировал ее экономику.

В царский и советский период Грузия получала дополнительные средства (временами доходившие до 80% грузинского бюджета) как некая «особая», более равная чем другие, территория в рамках единого государства и, в определенной степени, за нахождение ее в этих рамках, а сам процесс дотировании шел путем прямых государственных капиталовложений, искусственно завышенных внутренних цен на продукты грузинской промышленности и с/х и завышенных зарплат жителей Грузии. С распадом СССР и невозможностью продолжения дотаций из Москвы, Грузия традиционным образом сменила лояльность и поменяла спонсора – теперь им стали США и страны Запада в целом. При сохранении принципа дотационности его формы изменились – теперь незаработанные внутри страны средства поступают в виде инвестиций, полученных в том числе за тотальную распродажу национального достояния, кредитов и грантов, приходящих в страну как фактическая оплата следования страны в фарватере Запада и за зависимость от него со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Оба источника получения средств, незаработанных внутри самой страны конечны, однако, если условием прекращения поступления средств из первого источника явились ухудшение экономической ситуации в СССР, а затем и его распад, то условием «иссякания» второго источника может стать окончание распродажи национального достояния и/или ухудшение экономического состояния Запада (кризис), либо снижение важности Грузии как партнера Западного блока.

Первое условие прекращения дотирования достигнуто и серьезных активов, продажа которых не будет иметь политических последствий, неприемлемых для спонсора, уже практически не осталось. Реальная экономика, способная создать новые источники дохода, на полученные деньги не создана, соответственно, важность ненаступления второго и третьего условий для грузинской экономики возрастают. Небольшой размер страны и невысокий уровень запросов населения определяют то, что объем средств, который понадобится от Запада на содержание грузинской экономики и социалки, будет для него подъемным даже в условиях экономического кризиса. То есть, если в рамках классического экономического анализа реформы в Грузии провалились, то с точки зрения традиционной грузинской экономической модели они вполне достигли своей цели.

К 2013-2104 году Грузия войдет в преддефолтный период, что станет концом «экономического чуда» Грузии времени Михаила Саакашвили. В политическом отношении этот период будет очень важным для Грузии, т.к. он ознаменует собой конец двуединого мандата на правление, выданного грузинским народом Михаилу Саакашвили. Как мы помним, грузинский народ «ангажировал» его для двух целей: а) возвращения Абхазии и Ю. Осетии в состав Грузии и б) подъема грузинской экономики. Провал первой цели наступил после 08.08.08., провал второй неминуемо станет явным к 2013 году. Экономический крах поставит крест на стремлении Грузии вернуть утерянные территории примером личного процветания – задаче, которой сейчас в Грузии придается все большее внимание.

Ухудшение экономического состояния страны и иссякание дотационного потока приведут к резкому сворачиванию государственных и социальных программ, а в ряде случаев – к возврату к дореформенному состоянию – снижению зарплат полицейским, уменьшению расходов на армию, прекращению ремонта фасадов домов и коммуникаций, сворачиванию пиара и т.д. Грузинам придется туго затянуть пояса. Это неминуемо вызовет в Грузии попытки пересмотреть социальный контракт с властью и серьезные социальные потрясения, исход которых сейчас просчитать невозможно.

Вместе с тем, исходя из общей международной ситуации, из сложившихся между Западом и Россией отношений и интересов Запада в Закавказье, можно считать маловероятным прекращение дотирования Грузии странами Запада, особенно с учетом уменьшения ее запросов и сокращения государственных и социальных программ. Естественно, что списание долгов, новые кредиты и гранты повлекут за собой еще более тесную зависимость этой страны от США и ряда европейских стран. Для интересов Запада ход грузинского проекта в настоящее время представляется успешным и не исключено, что его целями изначально ставилось заведение грузинской экономики в тупик и создание в Закавказье полностью зависимой и подконтрольной США банановой республики.

Является ли Грузия примером для России?

Здесь мы подходим к вопросу о том нужно ли России перенимать грузинский опыт и реформировать страну по грузинскому образу и подобию. Нужно ли? Возможно ли? Способны ли мы это сделать?

Мне неоднократно, а в действительности даже часто, приходилось сталкиваться с точкой зрения, что для блага российского народа России нужно перенять опыт передовых грузинских реформ и повторить то, что сделал Михаил Саакашвили. Как правило, подобные мысли высказывают сами грузины, причем совершенно разного уровня – от политиков и экспертов до рядовых людей, а также некоторые маргинальные российские личности, типа небезызвестного ягрузина Андрея Илларионова, который не так давно написал, что «то, что происходит в Грузии, является наиболее яркой и убедительной альтернативой тому, что происходит в нашей стране... даёт нам, россиянам, бесценные уроки, и, возможно, показывает нам наш если не завтрашний, то, даст бог, послезавтрашний день». Как можно прокомментировать подобное высказывание?

Уроки? Несомненно. Альтернатива? Да не приведи Господь!

Если вероятность того, что сделал Михаил Саакашвили в Грузии, а именно - тотальной распродажи национального достояния, влезания в огромные долги и в политическую зависимость перед кем бы то ни было станет явной, я буду первый, кто начнет протестовать. И здесь даже неважно какого рода и насколько глубокие и демократические реформы за эти деньги будет планировать проводить российское руководство. В коротком периоде подобный путь действительно может обеспечить поступление значительного количества дополнительных средств для сиюминутных, броских и эффектных реформ, но уже в среднем и длинном периоде – это тупик и катастрофа.

Хотим мы этого или не хотим, но грузинские реформы не могут быть применены в России и для этого есть как абсолютно объективные причины, так и причины субъективного характера, связанные с конкретной политической и административной ситуацией.

Говоря об объективных причинах, следует назвать главную из них – это разница в размерах. То, что может сделать крошечная Грузия, гигантская Россия сделать не в состоянии. В мире просто нет столько свободных денег, чтобы скупить распроданные под ноль ресурсы России и кроме этого в течении нескольких лет давать ей по 20% ее ВВП, а без этого повторение грузинской реформы невозможно. Это тот случай, когда таблетку, принимаемую моськой, нельзя увеличить до размеров слона.

Разница в размерах определяет для России невозможность проведения реформ в грузинском варианте, а точнее невозможность их успеха. В маленькой стране управление модернизацией в «ручном режиме» может быть эффективно и, что очень важно, результаты реформ могут появиться быстро. В этом случае переходный период, в течении которого страну будут ожидать наибольшие потрясения, а её граждане будут вынуждены чем-то жертвовать, будет довольно кратковременен, что усилит поддержку народом реформ, развяжет руки их властям и даст им фору по времени.

При увеличении размеров страны и при ведении реформ в ручном, авторитарном режиме, их эффективность будет неуклонно падать, а срок их реализации увеличиваться. Это как минимум! В действительности же, принимая во внимание российские факторы – огромные различия в уровне развития регионов и в ситуации в них, социальную неоднородность, этнические противоречия и слабую лояльность федеральному центру, высокий уровень бюрократии, коррупцию и т.д. – успех подобной модернизации просто невозможен. Поэтому Саакашвили может хотя бы теоретически добиться успеха в проведении авторитарной модернизации в ручном режиме, а Медведев и Путин – нет.

При проведении резких и жестких реформ, подобных грузинским, в нынешних российских реалиях их эффективность будет крайне низка, они повсеместно будут наталкиваться на сопротивление бюрократии, цена ошибок будет возрастать, Кремль начнет терять рычаги управления территориями, что будет означать усиление региональной самодостаточности и самоуправления, а это неминуемо приведет к раздражению центром и к сепаратизму.

Успешная модернизация может быть достигнута в России лишь двумя путями – при установлении диктатуры, со всеми ее негативными последствиями (как это было при Сталине), что лично для меня неприемлемо, либо при медленном и кропотливом построении демократической системы (как в случае США). Лучшим доказательством отсутствия третьего варианта является то, что происходит сейчас с ходом модернизации страны, объявленной президентом Медведевым.

Еще одной причиной, по которой проведение столь резких реформ является в России невозможным является разница стартовых позиций в Грузии в 2003-2004 годах и в нынешней России. Глубина падения Грузии, трагизм грузинской ситуации и острота ее восприятия в народе определили широту мандата, данного Михаилу Саакашвили народом и жесткие требования к нему лично. Саакашвили делал именно то, что тогда решительно требовал от него грузинский народ, который был готов идти на серьезные жертвы с тем, чтобы в какой-то обозримый промежуток ситуация в стране кардинально изменилась.

В России 1992 года подобное было возможным, но в современной России, несмотря на всё нарастание кризисных моментов – нет. Мы не находимся в таком критическом положении, столь решительного социального запроса на проведение реформ в России нет, а значит не будет и предложения.

Следующая причина не может быть отнесена к объективным, но она, тем не менее, абсолютно реальна и тоже определяет невозможность проведения грузинских реформ в условиях современной России.

Уникальность и успешность (даже невзирая на результаты) реформ Михаила Саакашвили объясняется еще и тем, что он смог осознать невозможность проведения резкой модернизации со старым управленческим и административным составом и привел совершенно новую команду. У нас привыкли потешаться над возрастом грузинских министров, их послужным списком и географией их проживания. Но в этих издевках мы потеряли главное – это были люди, ничем не обязанные ни одной политической, экономической, административной и криминальной силе в стране. Именно это определило решительность их следования заданным курсом даже и именно в условиях высочайшего уровня клановости, кумовства и коррупции в Грузии.

Подобной команды в России нет и ее не может быть по определению. Основная причина этого в том, что люди, которые принимают решения в современной России, в отличии от Саакашвили, являются выходцами как раз из старой системы и опираются именно на нее. Это – место их рождения, их основа, их убежище, источник их силы и благосостояния. Приход никакой новой команды в этих условиях невозможен потому, что это автоматически будет означать смерь старой. Появление реформаторов сейчас в России просто нереально, т.к. нынешняя административная и управленческая система заинтересована не в отстаивании интересов страны, а в защите самой себя и за редчайшими исключениями отсекает потенциальных реформаторов на самых дальних подступах к вертикали. Произвести реформы, которые от нее требует народ, эта система не может и не хочет, но оградить этот народ от реформаторов она пока в состоянии.

В условиях того, что основой нынешней вертикали власти и российской политической системы является чиновничество, уменьшение влияния государства (читай – бюрократии) в бизнесе и либерализация экономики невозможны В ПРИНЦИПЕ. Для чиновников это будет означать конец их влияния в обществе, откатов, Куршавелей, Мерседесов, сынков в Гарварде, позвоночного права и, наоборот, открытие уголовных дел. Никто из них в здравом уме на это не пойдет и даже если лидеры страны каким-то фантастическим образом на это решатся, то сопротивление их же собственной команды на местах будет сродни обороне Сталинграда.

В этом отношении, либерализация бизнеса и общества в целом опасна для российских властей еще и потому, что, как показывает практика, даже частичная, «фасадная», как любит говорить президент Медведев, либерализация может быстро превратиться в снежный ком и выйти из-под их контроля. Немало мощных, забронзовевших и авторитарных управленческих систем стремительно разваливалось во время попыток частичной либерализации страны при сохранении общих принципов системы. Примеров этого немало – это и создание профсоюзов для рабочих полицмейстером Зубатовым в 1905 году, и крушение СССР в результате политики «Перестройки и гласности» под руководством КПСС, и многое другое. Кстати, того же самого боится и Александр Лукашенко, который даже в условиях предкризисного состояния белорусской экономики до последнего момента не хотел делать ни малейших шагов по ее либерализации.

Знаменитая реформа полиции Михаила Саакашвили в России на практике тоже невозможна. В любом обществе и в любое время правоохранительные органы являются порождением и инструментом защиты совершенно конкретного строя и совершенно конкретной элиты. Их радикальные изменения возможны только в случае кардинальных изменений в самом государстве. Как в Грузии – изменилось государство, сменилась элита – изменилась полиция.

Радикальный разворот правоохранительных органов может быть сделан руководством страны только в условиях наличия очень высокого кредита доверия властям со стороны общества. Вспомним, резкая реформа полиции в Грузии привела к тому, что с одной стороны за короткий период были уволены десятки тысяч полицейских, которые, естественно, сразу же пополнили собой ряды противников грузинского режима, с другой – в течении довольно долгого времени позиции МВД были серьезно ослаблены и оно не могло в полной мере не только следить за дорожным движением, но и охранять власть. То есть, Михаил Саакашвили был настолько уверен в своих силах и в поддержке народом его самого и курса его реформ, что пошел на то, чтобы на определенный срок превратить «преторианскую гвардию» из защитника цезаря в его врага.

Ни у Дмитрия Медведева, ни у Владимира Путина нет такого карт-бланша от народа, как был у Михаила Саакашвили в 2003-2004 годах. В условиях перманентно нарастающего напряжения в обществе подобное решение будет дорого им стоить и приведет к тому, что во время очередной Манежной или Триумфальной, очередного Владивостока или Калининграда власть будет просто некому защищать.

Реформы, подобные грузинским, в современной России совершенно невозможны, не нужны и просто противопоказаны. Но!

Декларируемые грузинскими властями цели реформ (за исключением политических) – демократизация общества, либерализация бизнеса, упрощение бюрократических процедур и снижение размера чиновничьего аппарата, борьба с коррупцией, реформирование органов правопорядка и т.д. вызывают живой отклик в российском обществе, которое того же самого остро хочет, но получить не может. Великолепная, но крайне поверхностная и предвзятая рекламная картинка реформ, выдаваемая грузинскими пиарщиками, наряду с отсутствием объективных аналитических материалов, либо топорной официальной информацией российских СМИ, в которых все рисуется в примитивных черно-белых тонах, способствует мифологизации результатов модернизации в Грузии и тем самым увеличивают степень доверия грузинской рекламе.

Социальный заказ, по образцу Грузии 2004 года в России еще не созрел, но, судя по ситуации последних 2 лет, мы двигаемся к нему ускоренными темпами. В этом отношении опыт Грузии – с его ошибками и победами - нам очень важен. Его нельзя прямо и непосредственно перенести на российские реалии, но как любая «тренировка на кошках» он бесценен.

Грузинский опыт показывает какие фантастические реформы и как быстро может провести правительство, которое поддерживает не коррумпированная элита, а народ и которое выполняет социальный заказ своего народа.

Он тем более важен для нас, что средства на проведение реформ в том же самом направлении, хотя бы в частичном варианте, у нас есть и утверждая выше обратное я, честно говоря, немного лукавил. Это - нефтегазовая рента, регулярно поступающая в российский бюджет и теоретически сравнимая с тем, что Грузия получает в виде доходов от приватизации госсобственности, грантов и кредитов.

Провал грузинских реформ ни в коей мере не означает то, что цели, которые они преследовали (кроме политических), неверны. России нужны те же цели, но достигать их нужно другими методами.

В этом и заключается основной вывод анализа грузинских реформ.

Андрей Епифанцев


Ключевые теги: Улицей, имени, Буша, внешних, долгов, покрыть, часть

Источник: http://geworld.net/ru/politics/1053.html

 
Поделиться В Моем Мире
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

{related-news}

Добавление комментария



Чаще всего читают:

Опрос на сайте
Станет-ли Украина членом Таможенного Союза

Нет, никогда
Будет много разговоров, и только
Да, но не скоро
Да. если выберут Януковича
Станет и очень скоро

Облако тегов
Архив новостей
Октябрь 2013 (2)
Июль 2013 (1)
Июнь 2013 (4)
Май 2013 (4)
Апрель 2013 (4)
Сентябрь 2012 (5)

 

Все новости | Новости Азербайджана | Новости Армении | Новости Беларуси | Новости Грузии | Новости Казахстана | Новости Киргизии | Новости Молдовы | Новости Латвии | Новости Литвы | Новости России | Новости Таджикистана | Новости Туркмении | Новости Украины | Новости Узбекистана | Новости Эстонии | Новости Абхазии | Новости Ю.Осетии | Актуальные новости | О проекте | Реклама | Ваше мнение? | Контакты | Колонка редактора | Наиболее читаемое | Карта сайта

Copyright © 2010: При цитировании материалов
активная гиперссылка на WWW.DELA.SU обязательна.
ДЕЛА.SU: мир русского языка
в ближнем и дальнем зарубежье