То, что воображением Михаила Саакашвили полностью завладел Сингапур – факт давно уже всем известный. Постараемся отгадать, каков будет его следующий шаг в упорных, но утопических попытках сделать Грузию похожей на Сингапур.
Форсированное насаждение английского языка, которым занимается правительство Саакашвили, имело место быть в Сингапуре 60-70 годов прошлого века. Этот язык стал обязательным во всех школах, без него невозможно было получить высшее образование. «Сингапур, по своей сути, - международное сообщество торговцев. Он не смог бы выжить, если бы его население говорило на малайском, китайском или тамильском языках. Тогда как английский язык не дает преимуществ никакой отдельной нации», - пишет бывший премьер-министр, известный реформатор Ли Куан Ю, кстати, раскритиковавший Саакашвили после августовской войны и охарактеризовавший его как авантюристического лидера, ведущего себя крайне неблагоразумно и неадекватно».
Но Грузия, как известно, не международное сообщество торговцев, и таковым (надеюсь) никогда не станет. У нас нет необходимости выбирать государственный язык для того, чтобы сбалансировать влияние энических групп. Хотя слова Ли Куан Ю об огромном влиянии английского языка на повышение конкурентоспособности Сингапура и привлечении инвесторов так подействовали на Михаила Саакашвили, что он старается подражать ему во всем, будь то показ англоязычных фильмов по телевидению или обязательное знание английского для абитуриентов. Но он, как видно, пропустил одну фразу из мемуаров Ли Куан Ю: «Если бы власти заявили о том, что все жители Сингапура обязаны знать английский язык, то это была бы катастрофа». Сингапурский предусмотрительный премьер двигался в этом направлении осторожными шагами в течение двадцати лет. Не то что один крайне авантюристический лидер (не назову фамилии), который хочет все изменить за два года.
Итак, каков следующий шаг Михаила Саакашвили? Повторить сингапурское экономическое чудо – слабо (стартовые условия диаметрально отличаются), хотя Саакашвили упорно продолжает искать разгадку тайны, которая превратила Сингапур в экономического гиганта. Возможно, кто-то еще по наивности думает, что им движет желание сделать Грузию процветающим государством, но многие догадываются, что, аппелируя к азиатскому опыту, он просто-напросто старается оправдать свой авторитаризм. Несмотря на то, что ему и его правительству еще очень далеко до «просвещенного авторитаризма», а «просвещенный авторитаризм» это примерно то же, что «красивая смерть». Высокопарные слова не меняю сути дела. И какое значение имеют мотивы, движущие Саакашвили, факт, что он ищет разгадку «сингапурского чуда» так же, как Буратино искал золотой ключик. Вероятно, он скоро найдет искомое, и не исключено, что применит это на Грузии.
Но правда о Сингапуре очень горька. Об этом ничего не пишет Ли Куан Ю. Может, потому, что эта правда постыдна, хотя несмотря ни на что, это – правда.
К концу Второй мировой войны в Лондоне был создан «контингент гуркхов». Гуркхи, живущие в Непале, хорошие воины. На фоне того, что 60% населения Непала живет на 2 фунта стерлингов в день, зарплата гуркхов составляет 1000 фунтов в месяц (после 15-летней работы они могут рссчитывать на пенсию в 450 фунтов). Молодые гуркхи с невиданным энтузиазмом поступают на службу к британцам. А те их обучают прямо на месте, в непальском городе Покхара.
В 1949 году Лондон направил эти подразделения в свои бывшие колонии, в том числе 142 гуркха – в Сингапур. После того много воды утекло, Сингапур получил независимость, провел реформы, но гуркхи не только никуда не ушли, но даже численно увеличились до 2000 человек. Во главе их стоит британский офицер (в данный момент это Рос Форман).
Формально они представляют собой структурную единицу сингапурского силового ведомства, хотя фактически стоят выше него. В 60-е годы гуркхи жестоко расправились с активистами различных национальных групп, в 70-80-е годы _ с представителями профсоюзов, которые осмелились бороться за свои права.
Хотя рекрутирование гуркхов, их обучение и отправка в Сингапур не регулируется никаким соглашением между Непалом, Великобританией и Сингапуром, тем не менее, гуркхи там присутствуют и несут свою службу.
Гуркхи живут изолировано и избегают лишнего контакта с населением. Они охраняют местные министерства, Центробанк, аэропорт, нефтехимический комплекс, и, конечно же, тюрьму, в которой содержатся политические заключенные. Контроль за выборами, в которых постоянно побеждают местные власти, тоже осуществляют гуркхи.
Охранять, видимо, приходится много объектов, так как местное руководство попросило увеличить контингент гуркхов до 2200. Они также охраняют местных высокопоставленных чиновников, например, Ли Куан Ю охраняют 24 гуркха, а его сына - 11.
Интересно, что для гуркха важен не сам объект охраны, а приказ его начальника – британского офицера; при этом объект охраны скорее выступает в роли заложника.
Выходит, что как-будто Сингапур и независимое государство, но он, как и прежде, находится под невидимым контролем империи. Как сказали бы в Лондоне, «Кто бы доверил такие деньги каким-то аборигенам? Правда, они трудолюбивы, но интересы короны прежде всего...». Хотя контроль и гарантии не только короне, но и транснациональным компаниям необходимы, а им, кроме личных качеств «туземцев», нужны более весомые гарантии.
Наверное, главный секрет Сингапура именно в использовании иностранной силы против собственного населения в условиях сомнительной независимости.
Ну, сингапурцам виднее, а Грузии с ними никак не по пути.
На прошлой неделе МВД и «Банк Грузии» оформили совместный меморандум о строительстве квартир для сотрудников министерства. Банк выделили полиции 10%-ный кредит сроком на 10 лет. Может кто-то и подумает, что это делается для улучшения жилищных условий сотрудников полиции, но дело в том, что, взяв кредит, служащие полиции становятся в зависимость от своего руководства. А может, это делается для укрепления внутрисоциальных связей (они поселятся в одном микрорайоне, в одном корпусе) или с целью их изоляции от остального мира - своеобразный «полицейский мир», но это уже из области конспирологии.
Во всем этом есть определенная логика, но наврядли это поможет Михаилу Саакашвили решить все свои проблемы. Усиление какого-нибудь силового ведомства всегда сопряжено с опасностью попасть под его давление и в один прекрасный день оказаться в заложниках у силовиков. К тому же, местных силовиков, как ни крути, не изолируешь от общества, и не исключено, что в определенный момент они могут отказаться исполнить приказ. Для авторитарного режима гораздо удобнее держать силу, подобную «контингенту гуркхов», которая свободна от каких-либо обязательств перед обществом и политических амбиций. Короче говоря, способную идти «по головам».
Не исключено, что назойливые мысли о Сингапуре натолкнут Михаила Саакашвили на идею о необходимости такой силы. Особенно сейчас, когда в его окружении возросли риски отступничества. Пока что это трудно представить, но ведь пару лет тому назад, если кто и сказал бы, что в Грузию ожидается приезд буров, то его сразу подняли бы на смех, но сегодня это вполне актуальная тема.
Опыт прошлых лет убедил нас в том, что от мхаила Саакашвили следует ожидать все что угодно, поэтому не исключена и возможность создания структуры, подобной «контингенту гуркхов».
Дмитрий Мониава