По исследованиям NDI, популярными темами для политических обсуждений стали элитарная коррупция и крайне критический отчет народного защитника. Каково положение с точки зрения защиты прав человека в Грузии, почему оппозиция не может поднять свой рейтинг и какое развитие событий ожидается в случае заявленной революции, обо всем этом ежендельнику «Грузия и мир» рассказал член парламента Дмитрий Лорткипанидзе.
- Результаты исследований NDI, выявившие низкий рейтинг оппозиционных партий, были встречены с большим шумом. Каково ваше мнение об исследованиях и о том, что оппозиция не в состоянии вернуть доверие общества?
- Последние исследования NDI вызывают некоторые сомнения. Я обратился ко всем политическим организациям, заинтересованным в реальной картине, с предложением основать фонд, при помощи которого можно будет заказать исследования другим ведущим, респектабельным организациям. Ведь в мире не только NDI и IRI существуют.
Что касается позиции «восьмерки» по отношению к изменению избирательной системы, у меня прогноз неблагоприятный. Если процесс растянется до мая, как это было анонсировано лидерами «восьмерки», то, думаю, ничего не получится, поскольку лето – мертвый сезон для политики. Тогда обсуждения темы выборов можно начинать уже только осенью. Считаю, что «восьмерка» делает этим самым себе «харакири» и уступает ход тем радикальным силам, которые вполне обоснованно заявляют, что в стране настало время перемен, и они всеми способами достигнут своего.
Думаю, сегодня это более соответствует ожиданиям общества, чем цейтнот, в котором пребывает «восьмерка». «Восьмерка» не сумела продемонстрировать обществу своих возможностей, что однозначно является признаком ее политической несостоятельности.
- Окруашвили и Бурджанадзе уже были в правительстве первыми лицами. Какая гарантия, что они не начнут репрессии, как это было во время их пребывания у власти. Страна выдержит еще одну революцию и смену власти?
- Не стоит рассматривать их в роли лидеров народного движения. Они всего лишь лидеры своих политических организаций, никогда они не были авторитетными фигурами в глазах народных масс. Что касается страны, теперь уже ясно, что ни продолжения политики официальных властей, ни такой жизни ей не выдержать. Бурджанадзе и Гачечиладзе свой звездный час уже упустили. Бурджанадзе – когда была исполнителем обязанностей президента. Правда, Окруашвили сделал серьезные шаги для своей полной политической реабилиации, но впоследствии его судьбы сложилась по другому сценарию. У Левана Гачечиладзе был шанс стать национальным героем, но, как видно, у него сдали нервы. А в одну реку дважды не войдешь, как говорится.
- Проблема с правами человека стоит остро не только на оккупированных территориях, но и в самой Грузии.
- Именем «революции роз» правительство много раз преступило свои полномочия. Главное право, гарантированное Конституцией, право на жизнь, власти нарушают ежедневно. 147 страниц из 514-страничного отчета народного защитника посвящено результатам мониторинга, выполненного в формате превенции пыток. Самое ужасное, что мы имеем в качестве результатов мониторинга, это то, что в тюрьмах за 2010 год погибло на 56% больше арестантов, чем в 2009 году, чему никакого оправдания нет. 142 человека скончалось в результате режима и методики, примененных в реформированной системе по исполнению наказаний. У каждого третьего из 142 отмечались следы физического воздействия немедицинского характера , о чем говорится в отчете народного защитника. Это свидетельствует о том, что в министерстве по исполнению наказаний установился режим, направленный на истязание людей.
Истязание не значит только избиения, в качестве одной из важнейших тем народным защитником выделено инженерно-техническое устройство зданий, которыми так гордится наше правительство. Внешний вид здания не решается вопроса. По евростандартам на арестанта должно приходиться 4 кв. м., а у нас всего 2 кв. м. Таким образом, разговоры о том, что наши тюрьмы соответствуют евростандарту, не соответствуют действительности.
Кроме того, есть серьезные проблемы в системах вентилирования и отопления. Вентиляция очень важна для превенции заболевания человека в закрытом пространстве. Выделенный по закону на прогулку 1 час в день часто ограничивается до 15 минут один раз в два дня. При таких условиях каким бы здоровым ни был человек, через 4-5 лет он заболевает легкими.
Об этом свидетельствует эпидемия туберкулеза, свирепствующая в тюрьмах. Из 142 скончавшихся около половины болело туберкулезом, тогда как абсолютное большинство поступило в тюрьму совершенно здоровыми. Достаточно вспомнить Тамаза Дадвани, которому было 23 года и который скончался в Глданском СИЗО. Он до поступления туда был совершенно здоров. Несмотря на то, что министр Калмахелидзе пообещала самолично выяснить причину смерти Дадвани и потом поставить в известность парламент, до сегодняшнего дня она своего обещания не выполнила.
- Есть мнение, что переполненность тюрем вызвана желанием правительства собрать голоса к выборам, а также собрать деньги в результате процессуальных сделок и тюремной системы оплаты продуктов и других предметов необходимости по банковским картам.
- У данного вопроса очень много граней. Согласно изменениям, внесенным в июле 2006 года в УКГ, срок наказания за преступления, совершенные по совокупности, назначенный путем полного сложения наказаний может быть так велик, что потенциальный обвиняемый готов прибегнуть к любым мерам – продать дом, машиину, дачу, все движимое и недвижимое имущество, лишь бы заплатить сумму, установленную в результате процессуальной сделки. Согласно процессуальному соглашению, максимальный штраф, наложенный в виде дополнительного наказания, до июня 2006 года составлял 10 тысяч лари. В 2006 году, с момента объявления нулевой толерантности, в закон вошла поправка,соласно которой размер штрафа вырос до бесконечности, т.е. суд на основании процессуальной сделки, заключенной между подсудимым и прокуратурой, может назначить любую сумму. В результате, люди прямо подпадают под рэкет государства. Прокуратура им так и говорит, не заплатите, попадете в тюрьму на столько-то лет.
Закон не дает возможности суду понизить границу срока наказания, установленную путем сложения. Человек становится не только перед сроком лишения свободы, но заживо хоронится, если не выплатит полагающейся суммы. Все коммерциализировалось.
Начнем с сети супермаркетов «Попули», которая действует в учреждениях по исполнению наказаний. Многие заключенные отмечают, что с момента поступления суммы на их счет один лари исчезает, а продукты стоят дороже, чем на воле. То же относится к телефонным картам, деньги на которых очень быстро тают. Все ориентированы на прибыль, которую они получают от арестантов в результате маркетинговых ухищрений.
Стоимость суток, проведенных в т.н. трехзвездочной гостинице, предназначенной для длительных свиданий, составляет 60 лари, тогда как на питание одного арестанта уходит 3 лари 80 тетри. Стоимость видеосвидания – 1 лари за минуту. Это тоже основано на фискальном эффекте. Не говорю уже о кратковременных свиданиях.
В пробации также царит такая невиданная несправедливость, о которой общество даже не знает. Мы имеем до 160 тыс пробационеров, которые обязаны в назначенные сроки являться для отметки в службу пробации. Эти сроки зависят от денег: Можешь заплатить 400 лари и ходить в месяц раз, в противном случае – дважды в неделю, а то и каждую неделю. За 3150 лари можете отправляться за границу.
Ко мне попала жалоба гражданки Молдовы, осужденной на 3 года, из которых год реального заключения, а остальные два – условно. После выхода из тюрьмы она захотела вернуться на родину, поэтому девушка обратилсь в службу пробации с просьбой отпустить ее в Молдову. Там ей ответили, что она обязана выплатить установленные законом 3150 лари в год, но у нее не было и тетри. Тогда в неофициальном ответе службы пробации ей через адвоката передали, что если у нее есть деньги на дорогу, тогда пусть платит сумму, установленную законом. Таким образом, она осталась и стала так тяжело зарабатывать себе на пропитание, что я не хочу даже говорить об этом. К сожалению, ей ничего иного не оставалось.
Такие нелогичные и непонятные действия власти называют реформаторством. На самом деле все это – нарушение прав человека. На ваш вопрос, выдержит ли все это страна, отвечу, что, в первую очередь, стране не выдержать таких экспериментов на фоне реформаторской политики правительства, особенно, когда президент даже не прячет то, что Грузия прератилась в лабораторию мировой демократии и социальных реформ.
- Сегодня часто говорят об элитарной коррупции. Подтверждение этому привели и вы.
- Об этом уже открыто говорит Госдеп США. По его заявлению, несмотря на то, что в низших эшелонах коррупции уже нет, но зато в высших эшелонах есь элитарная коррупция.
На парламентском часе я воспользовался моментом и указал на наиболее тяжелые случаи президенту. Я назвал 3 министерства и привел факты манипулирования миллионами. Фактически, это было доказательством на клеточном уровне того, какая судьба постигла их в результате коррупционных сделок. Но ответа я не получил ни на один вопрос. Зато Госдеп США опубликовал выводы и подтвердил процветание в стране элитарной коррупции.
Беседовала Софо Гелашвили