Действительно, живём мы во
времена, когда «всё тайное становится явным». Причем осуществляется это не столько усилиями
любознательных, сколько под воздействием эволюционного потока Мироздания. Именно он направляет нас ко второму – духовному
рождению, очищая перед этим наше сознание от ложных представлений, условностей
и ограничений.
Раскрытие
тайн коснулось и духовной живописи, в частности икон. Ведь иконописцы писали свои
творения в состоянии духовного озарения, благодаря которому на иконах
запечатлевались сакральные знания о Боге как Первоистоке жизни, о Мироздании как
божественном Храме и о нашем богоподобии.
Нелишне
напомнить, что визуальное восприятие является для нас самым значимым, поскольку
красочность мира и разнообразие существующих форм оказывают прямое воздействие и
на наше энергетическое поле, и на сакральную геометрию нашего тела.
Причем
воздействие это происходит на уровне подсознания, а когда подключается к этому и
сознание, мы получаем, фактически, реальный инструмент жизнетворения. Например, окружая себя красочными и красивыми
по форме вещами, мы поддерживаем гармоничность своего внутреннего состояния, активизируя вместе с тем свой творческий
потенциал.
Однако
вернёмся к иконе «Всевидящее Око», которая среди множества экспонатов духовной
живописи выделяется, пожалуй, самым ёмким космогоническим содержанием, – недаром
для многих она представляет собой загадочный ребус. Между тем, пришло время раскрыть и её тайну, ведь
содержащаяся в ней информация непосредственно касается процесса духовного рождения.
Для
начала рассмотрим, из чего состоит изображение. Так внешний круг обозначает Макрокосмос,
которым, естественно, управляет Бог-Отец.
Соответственно, внутренний круг
обозначает наш микрокосмос, в центре которого находится Христос (наш дух), которого
вынашивает и оберегает Божья Матерь (наша душа).
Красное
поле внутри микрокосмоса обозначает наше физическое тело, при этом изображённые
на нём четыре глаза указывают, что богоподобная природа отображена в нашем теле,
поэтому Всевидящее Око Божье обозревает всё, что происходит внутри нас не
только на уровне духа и души, но и на уровне тела.
Изображение
носа и рта, как рецепторов чувственного восприятия, указывает, во-первых, что именно
богоподобие подвигает нас к поиску совершенного вкуса и аромата жизни, а
во-вторых, что изменения, происходящие при духовном рождении, воспринимаются
нами на уровне реальных чувственных ощущений (!).
Ну
что ж, а теперь проследим процесс духовного рождения. Итак, когда наша душа
(Божья Матерь) обращена к Богу-Отцу, мы получаем от Него духовную силу, благодаря
которой в недрах души и тела вызревает наш дух (Христос).
В
процессе духовного созревания мы обретаем четыре духовных свойства: совершенство,
свободу, достоинство и стойкость,
которые обозначены на иконе соответствующими символами: человек, орёл, лев и
бык.
Когда
духовные свойства набирают свою силу и уравновешиваются (четыре луча, исходящие
от Христа), сфера нашего микрокосмоса обретает полноту и, открываясь (четыре внешних
луча), соединяет нас с Макрокосмосом и Богом-Отцом.
Так
рождается богочеловек – человек, единый с Богом …