|
Делать какие-то оценки экономической "отдачи" для Украины от
четырехдневной поездки президента Януковича в прошлом месяце в Японию
пока еще, наверное, рановато. Хотя эксперты скептически отнеслись в этом
плане к данному визиту изначально.
Однако несомненен факт, что
деньги на перелеты в такую даль потрачены из госбюджета изрядные. К тому
же, Виктору Федоровичу устроили там "комфортную" поездку на скоростном
поезде из Токио в Киото, для чего выкупили все места в одном из вагонов –
это примерно 60 мест. А поскольку ,
чтобы через вагон, в котором ехал Янукович, не ходили другие пассажиры,
то охрана президента блокировала обе стороны вагона на свой страх и
риск.
Одна только упомянутая прогулка президента поездом
дополнительно стоила украинским налогоплательщикам 104 тысячи гривень. А
Янукович этим случаем, естественно, в очередной раз опозорился (в
апреле прошлого года был подобный скандал: в Страсбурге Янукович зашел в
общий туалет, из-за чего его охрана не пропускала туда генсека Совета
Европы Торбйорна Ягланда).
Просил украинский президент у японцев,
конечно, денег. Но дали, вроде бы всего 800 млн. грн. (8 млрд. иен)
кредита, да и то не "живыми" деньгами, а в виде поставок из Японии
товаров и услуг на указанную сумму. То есть, в радость японскому
производителю.
Насколько же неэффективно украинский президент слетал в прошлом году в Китай, можно судить по некоторым сведениям уже сейчас.
Итак,
также четырехдневный визит Януковича в Поднебесную – со 2 по 5 сентября
2010 года – был очень помпезный и дорогостоящий для бюджета Украины.
Хотя свою супругу президент почему-то не взял в поездку (как и в
Японию), зато его сопровождала масса чиновников, бизнесменов,
журналистов, охранников и обслуживающего персонала. Делегация летела на
трех самолетах – впрочем, , что два из них оплачивали бизнесмены.
Пришлось,
конечно, Виктору Федоровичу там встретиться с руководством страны – с
президентом КНР Ху Цзиньтао и другими официальными лицами. Но обширной
оказалась для Януковича и, так сказать, культурно-просветительская
программа.
Первым делом, он прогулялся по Великой китайской
стене. На второй день визита прибыл в Гонконг, где посетил знаменитую
тамошнюю фондовую биржу и морской порт. Потом еще съездил в легендарный
Шанхай, где презентовал украинский павильон на Всемирной выставке
"Экспо-2010".
В общем, Виктор Федорович на славу совместил в
Китае, как говорят, приятное с полезным. Но если насчет "приятного" все
понятно, то вот с "полезным" получилось весьма неудачно.
Во время
визита Януковича в Поднебесную было подписано ряд обычных в таких
случаях малоконкретных документов о намерениях сотрудничества в
политической и экономической сферах. В частности: Основные направления
развития отношений между Украиной и КНР на 2010-2012 годы; Программа
украинско-китайского сотрудничества в области исследования и
использования космического пространства в мирных целях на 2011-2015 гг. и
другие.
При этом президент , что стоимость подписанных им в Китае договоров составляет "не менее 4 млрд. долл.".
Одними
же из немногих более-менее конкретных стали, пожалуй, лишь несколько
документов, которые касались столичного аэропорта "Борисполь". По
крайней мере, в них четко указывались виды работ и сумма кредита под
них. Китайская сторона якобы построит железнодорожную ветку от Киева до
столичного международного аэропорта "Борисполь" длиной в 30 километров, а
также выступит подрядчиком в сооружении сопутствующей инфраструктуры.
При этом Китайский Банк развития и Индустриально-коммерческий банк Китая
предоставят под данный проект кредит на сумму в 1 млрд. долл.
И
вот на прошлой неделе стало известно, что ничего по сей день по
вышеназванному проекту даже не начиналось делаться – хотя прошло уже 5
месяцев после визита Януковича в Поднебесную.
Как рассказал
журналистам гендиректор аэропорта "Борисполь" Борис Шахсуваров,
строительство железнодорожной ветки между аэропортом и центром Киева
пока не начато и откладывается на неопределенный срок.
По его
словам, строительство отложено в связи с тем, что до сих пор не решен
вопрос государственных гарантий под кредит китайского банка на это
строительство. "Первое условие китайского банка – гарантии
правительства. Вопрос госгарантий на это не решен в госбюджете", – с
Он,
правда, заявил, что не исключает возможность того, что в 2011 году к
этому вопросу могут вернуться. Но из данных его слов становится понятно,
что, скорее всего, дело "тухлое".
Не правда ли, весьма
удивительная, вызывающая ряд логичных вопросов, новость? Во-первых,
почему раньше официально не сообщалось, что китайцы согласны выделять
кредит исключительно под правительственные гарантии? Во-вторых, почему,
если президент Янукович согласился на данные условия, правительство
Азарова не решило вопрос таких гарантий в законе о госбюджете-2011,
который принимался в конце декабря прошлого года – почти через четыре
месяца после визита делегации в Китай?
Причем, что интересно,
если бы подобный сбой случился во времена правления предыдущего
президента, то подобных вопросов бы не возникало. Все бы поняли, что
Ющенко где-то договорился о каком-то проекте, а непослушное
правительство саботирует его реализацию – возможно, абсолютно
справедливо. Однако нельзя ведь поверить, что Азаров посмел сознательно
так подставлять всемогущего Януковича?
Кстати, президент Ющенко
тоже очень любил по всякому поводу совершать заграничные вояжи. А
частота, с которой он проведывал Польшу, Грузию и страны Прибалтики
просто выходила за рамки приличий. Даже стали ходить анекдоты, как
руководители упомянутых государств сочиняют причины, чтобы не принимать
настырного Ющенко.
Есть и еще один странный нюанс. В упомянутом
интервью гендиректор аэропорта "Борисполь" рассказал, что стоимость
данного строительства примерно в 5 раз меньше, чем просили под него
денег у китайцев. "Мое мнение – 200 млн. долл. В том варианте, который
нас устраивает", – честно назвал он цифру сметы. Так не здесь ли, как
говорят, зарыта собака – в таких колоссальных расхождениях сумм?...
Впрочем,
скорее всего, всё гораздо проще. Многие из этих соглашений с
правительствами Китая, Японии и других стран, которые посещал президент
Янукович, оформлялись, похоже, лишь "для галочки" – чтобы оправдать
данные поездки в глазах украинской общественности. Тогда как никто в
Украине их, в действительности, и не намеревался затем исполнять.
Катается
же Янукович по зарубежью, как и его предшественник Ющенко, главным
образом, для собственного удовольствия. Ведь это такая прекрасная
возможность покрасоваться и потешить свое самолюбие – смотрите, какой я
важный, какие влиятельные иностранцы меня обхаживают! Не говоря уже о
пышных приемах, званых обедах, экскурсиях в особо комфортных условиях,
проживании в шикарных апартаментах, подарках от иностранцев и т.п. –
кому бы такое не понравилось?
Наверное, оба упомянутых политика
посчитали, что возможность приятных развлекательных разъездов по разным
странам – это как бы приз, прилагающийся к званию президента. Вот
Янукович сейчас и "наверстывает упущенное".
Ну а оплачиваются
многочисленные и преимущественно бестолковые поездки президента и его
свиты, понятно же, из кармана украинского народа – это многие миллионы
гривень...
Для справки. За первый год своего президентства
Янукович посетил США, Францию, Грецию, Германию, Бельгию, Швейцарию,
Латвию, Польшу, Беларусь, Китай, Японию, Россию.
Ключевые теги: Янукович, толку, прогулялся, Поднебесную |
|