Новости Украины
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Горячие новости стран

Интеллектуальная рассылка
SmartResponder.ru
Будущее человечества
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


 Дайджест новостей



Политическая жизнь в Интернете

Рассылка 'Политическая жизнь в Интернете'
Подписаться письмом




Статистика сайта



Rambler's Top100


Горячие новости Украины

О народах Приднепровской Булгарии, Киевской Руси и Волжской Булгарии в IX веке ( Некоторые данные булгарской летописи “ГАЗИ-БАРАДЖ ТАРИХЫ” ). Украина
 

 

Рис.1 Великая Булгария кагана Куврата

 

О булгарской летописи “Гази-Барадж ТАРИХЫ”

 

Имеющиеся в нашем распоряжении многочисленные данные арабских писателей IX—Х вв. о славянах, русах, хазарах и других народах Восточной Европы — переведенные и многократно исследовавшиеся — сообщают о быте, нравах, духовных традициях и обычаях, религии, торговле и государственном устройстве этих народов [6, с 1-305; 8, с. 41-55. 69-73; 23, с. 6, 8].

В то же время такие важные вопросы, как процессы становления и формирования на территории Восточной Европы государственных образований — Киевская Русь и Великая Булгария — до сих пор оставались в тени, данные ПВЛ в этом отношении лаконичны. В частности, оставались без ответа вопросы о том, кем были русы, упоминаемые в 839 и 860 гг. - до прихода варягов - русов в Ладогу в 862 г., а затем Олега в Киев [20, с. 214-216].

Но вот совсем недавно нам стали известны новые данные об истории народов Восточной Европы VII—Х вв. Они содержатся в текстах булгарской летописи XIII в. “Гази – Барадж тарихы” [3, с.7 - 186], которая входит в свод Джагфара *.

Появление в 1993 г. в печати свода Джагфара в русском переводе было встречено неоднозначно. Часть исследователей в силу того, что не сохранился подлинник свода на булгарском тюрки, воспринимает его русский перевод как подделку и даже считает этот источник компиляцией монографии М. И. Артамонова “История хазар” [5, с. 24]. Другие, в том числе и автор данной статьи, напротив, считают опубликованный русский текст действительным переводом древнего источника, а утраченную рукопись подлинной, хотя и не исключают присутствие в нем поздних вставок [2, с. 19-21; 4, с. 19, 20; 15, с. 391-413; 14, с. 134-141; 13, с. 375-378; 11, с. 46-: 49; 10, с. 105-110; 12, с. 229-235].

О подлинности свода Джагфара говорит, в первую очередь, необычайная информативность его летописей, которые подробно излагают известные автору исторические события — внутренние междоусобицы, войны; вызванные и тем и другим миграции многочисленных племен, с указанием не только географических и этнических наименований, но и имен исторических лиц, а также имен их отцов и дедов, а подчас и матерей.

И это дало возможность одному из сторонников подлинности свода Джагфара — И. Р. Мусиной — составить 25 родословных каганов, ханов, беков и князей, упоминаемых в летописях свода [15, с. 391—414]. В этом отношении работа И. Р. Мусиной поистине уникальна. Ее значение состоит еще и в том, что она является веским доводом в пользу подлинности свода Джагфара. И само собой разумеется, что в монографии М. И. Артамонова “История хазар”, наряду с глубоким анализом исторических событий, нет и сотой доли упоминаемых в своде Джагфара и ранее неизвестных имен, этнических и географических наименований. Поэтому версия о заимствовании текстов свода Джагфара из этой монографии смехотворна.

Вторым не менее важным доводом в пользу подлинности источника и его русского перевода, и в первую очередь летописи “Гази – Барадж”, является то, что сообщаемые ею события постоянно перекликаются с сообщениями всеми признанных письменных источников, известных нам не только в переводах, но и в подлиннике.

Так, автору удалось вычленить из текстов летописи “Гази – Барадж” имена и составить родословные 14 хазарских каганов, военачальника Калги и пяти всесильных беков, и что особенно важно — часть имен: Калга и каганы Айбат, Кук-Куян, Барджиль, Булан, Бен-Амин, Карак, Урус и Юсуф — оказались сопоставимыми с именами каганов, которые упоминаются в арабских источниках, в “Письме царя Иосифа” и у Константина Багрянородного [12, с. 229-235; 13, с. 375-378; Львова 3. А. Этапы становления иудаизма в Хазарском каганате. Данные булгарской летописи “Гази-Барадж” тарихы (122 9 —1246) // Труды Международной науч. конф. “Праболгары в Восточной и Центральной Европе” (в печати); Львова 3. А. К вопросу о становлении иудаизма в Хазарском каганате. Инкубационный период // Степи Европы в эпоху средневековья (в печати)].

Если данные “Гази – Барадж” о деяниях хазарских каганов перекликаются преимущественно с данными еврейских и арабских авторов, то события, происходившие на территории Поднепровья и описанные здесь же, упоминаются в сочинениях византийских авторов и в ПВЛ.

Данная статья посвящена сопоставлению известных и подлинных письменных источников IX в. с текстами “Гази – Барадж”, сообщающими об истории народов Поднепровья в IX в.

Место локализации каганата росов в Поднепровье

 

Прежде всего обратимся к “Бертинским анналам” государства франков, в которых под 839 г. говорится о каганате росов. Согласно анналам, в 839 г. в Ингельгейм к Людовику Благочестивому прибыло византийское посольство, в составе которого были послы другого народа — росов. Правитель этого народа назывался хаканом. Но сами послы оказались свеонами — представителями одного из народов, живших по побережью Балтийского моря. Они просили разрешения проехать в свое государство через владения короля, так как ближайшие пути к нему были перекрыты скопищами “варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов” [7, с. 41—44].

А поскольку в конце I тыс. свеонами в западных источниках называли все население по побережью Балтийского моря [7, с. 44], то их северное происхождение в сочетании с южным, степным термином “каганат” затрудняло локализацию каганата росов при исследовании “Бертинских анналов” и рождало противоречивые версии его расположения на карте Европы.

Различные версии проанализированы и представлены в монографии М. Б. Свердлова. Ряд исследователей помещает каганат росов на севере — в Ладоге (А. П. Новосельцев, Д. А. Мачинский, Дж. Шепард). Франклин и Дж. Шепард добавляют к этому возможность локализации каганата росов в районе Рюрикова городища на Волхове, в Верхнем Поволжье, на территории Бирки в Средней Швеции (С. Франклин, Дж. Шепард). О прибытии послов каганата росов из Скандинавии пишет Тиннефельд [22, с. 96].

Другая группа исследователей локализует каганат росов в Причерноморье или отождествляет его с Хазарским каганатом (Ж.-П. Ариньон, Г. Г. Литаврин) [22, с. 96].

В. В. Седов [22, с. 93], а затем Е. С. Галкина расположили каганат росов первой половины IX в. на левобережье Днепра, а также на территории, которая традиционно считается владениями Хазарского каганата на Дону. При этом зону распространения лесостепного и степного вариантов салтовской культуры по среднему и верхнему течению Дона и Северского Донца Е. С. Галкина считает ядром каганата росов [7, с.234].

Третья группа авторов — М. И. Артамонов в монографии 1962 г. “История хазар” и многие исследователи до него — разместила каганат росов в районе Поднепровья. Но в обосновании этой версии М. И. Артамонов пошел несколько дальше других. Исходя, в частности, из почти одновременного упоминания о каганате росов “Бертинских анналов” 839 г. и свидетельства Константина Багрянородного и Кедрина о постройке 834 г. на Дону при содействии Византии крепости Саркел, М. И. Артамонов не только локализовал каганат росов в Поднепровье, но и предложил версию о глубоком противостоянии Хазарского каганата и каганата росов. По мнению исследователя, принятием титула каган князья Поднепровья заявили о своей независимости от хазар и о равноправии своего государства с Хазарским каганатом. А хазары построили на Дону крепость Саркел против сильного и опасного врага — каганата росов [1, с. 298, 366].

Версию о расположении каганата росов в Поднепровье поддержали и развили и другие историки: М. Б. Свердлов и А. В. Назаренко [22, с. 93].

Каганат росов в Кара-Булгаре

 

Согласно Гази – Барадж правившие в Кара – Булгаре в Поднепровье в первой половине и середине IX в. Угыр Айдар и его сын Габдулла Джилки из древнего тюркского рода Дуло, ведущего свое происхождение от Атиллы и Куврата [3, с . 14; 75, с. 392], в ходе противостояния хазарам действительно стали называть себя не балтаварами, а каганами [3, с. 32]. Но к этому можно было бы добавить, что каганы Поднепровья заявили не только о своей независимости, но и о своем законном праве наследования титула кагана от своего великого предка - кагана Великой Булгарии Куврата (629-660 гг.) [3, с. 17-18; 24, с. 5-45; 14, с. 138-139].

Что касается наименований “росы” и “свеоны” в “Бертинских анналах”, то “Гази – Барадж” знает племя урусов, у которого было несколько родов [3, с . 40]. Ф. Г.-Х. Нурутдинов в “Кратком словаре средневековых булгарских географических названий и терминов” определяет наименование “урусы” (“русы”, “руссы”) как название древнего ираноязычного рода - одного из предков украинцев [18, с. 380] (см. Приложение № 1). Но урусом могли назвать человека и по имени одного из предков. Так, хазарский каган Урус назван по матери, которая была дочерью балтавара Поднепровья — “Тат – Утяка от Уруски” [3, с. 27].

А существование Урусской области на Днепре в составе Кара–Булгара и тарханства Ак– Урус в Галидже [3, с. 30] говорит о том, что уже в IX в. первоначальное этническое наименование становится территориальным. Интересно и то, что разноплеменных воинов тарханства Ак-Урус в Кара-Булгаре называли ак–уруслар. И в то же время в войске тархана Будима — подданного кагана Угыр Айдара — служило до тысячи анатышских альманцев (датчан), также называвшихся ак–уруслар [3, с. 30] .

И эти данные подтверждают тезис М. И. Артамонова и М. Б. Свердлова о том, что норманно - славянские военные и купеческие дружины назывались русью лишь постольку, поскольку они формировались в Русском государстве и выходили из него [1, с. 383]. А этническая принадлежность народа и его правящей верхушки, как и его послов, совпадают далеко не всегда [22, с . 98].

Таким образом, существование именно в Поднепровье в Кара-Булгаре в первой половине IX в. каганата урусов - росов, где на службе у кагана и его военачальников находились называвшиеся ак–уруслар скандинавы, было реальностью.

Находит подтверждение в “Гази – Барадж” и упоминание “Бертинских анналов” о том, что в 839 г. послы народа рос не могли вернуться в каганат из-за преграждавшего им путь “скопища варваров весьма... диких племен”. “Гази – Барадж” также свидетельствует о том, что в это время в степях Джалды бесчинствовали баджанаки (печенеги).

Только в 840 г. старшему сыну Угыр Айдара — Джилки — удалось нанести им решающий удар и заставить вернуться вспять [3, с. 33]. Так что приводимые данные “Гази – Барадж” позволяют с полным правом локализовать каганат росов “Бертинских анналов” на территории государства Кара-Булгар в Поднепровье, а правившего в 839 г. кагана идентифицировать с балтаваром Угыр Айдаром, восставшим против хазар и объявившим себя каганом.

Каган Кара-Булгара -Угыр Айдар

 

Приводимые сопоставления не только делают понятным сообщение “Бертинских анналов” о каганате росов, но одновременно подтверждают подлинность, по крайней мере, какой-то части текста “Гази – Барадж”. А если Угыр Айдар оказывается подлинным историческим лицом, то представляют интерес и другие, связанные с ним события.

Далеким предком Угыр Айдара был правивший в Поднепровье Куврат из рода Дуло, первоначально (620—629 гг.) зависимый от авар балтавар, который в 629 г. объявил себя каганом Великой Булгарии, куда в это время входили не только Поднепровье, но и Прикубанье и Приазовье, отнятые им у хазар.

Но после смерти Куврата в 660 г. начались междоусобные войны его сыновей, в ходе которых Приазовье и Прикубанье снова отошли к хазарам, а старший сын Куврата — Бат – Боян — остался “на земле предков” — в Поднепровье, но теперь уже был не каганом, а зависевшим от хазар балтаваром, платившим дань хазарам и поставлявшим им войско во время войны [14, с, 138—140]. Так продолжалось до начала IX в., затем его потомок Угыр Айдар перестал платить дань хазарам и снова провозгласил себя каганом.

Каган Кара–Булгара — Угыр Айдар — упоминается в “Гази-Барадж” прежде всего в связи с его войнами с хазарскими каганами Караком и Урусом (начало IX в. — 840 г.) и столкновениями с всесильным хазарским беком Буртасом (840—855 гг.) (см. Приложение № 2).

Поскольку Угыр Айдар пять лет не платил дань Хазарскому каганату, каган Карак пошел на него войной. Перед нашествием хазар по совету муллы Шамса Айдар принял ислам, а кагану послал обоюдоострый меч со словами: “Я посылаю тебе этот меч для того, чтобы ты знал: после того, как я принял истинную веру, Тангра поразит всех моих врагов обоими остриями!”

“Повесть временных лет” в сообщении до 852 г. также говорит о плате дани хазарам полянами “от дыма мечь” [20 , с . 16, 213].

Между Угыр Айдаром и хазарами началась война, в которой 70-тысячное войско хазар возглавлял бек Буртас. Но после долгой и упорной битвы 20-тысячное войско Угыр Айдара обратило хазар в паническое бегство. Войско Буртаса было разбито, и Карак собирался казнить своего военачальника. Однако его намерение не было исполнено, а самого Карака за поражение в войне с Угыр Айдаром свергли с престола.

С приближенными и сыновьями Карак бежал в Семендар. Но место укрытия было выбрано неудачно. И каган, и его сыновья, и приближенные были изрублены на куски мусульманами. Спастись удалось только военачальнику язычнику Буртасу и младшему сыну кагана Манасу, которого Буртас выдал за своего сына [3, с . 32].

После свержения Карака на престоле воцарился хазарский каган-тенгрианец Урус, о котором (не называя имени) упоминает Константин Багрянородный в связи с постройкой на берегу Дона при содействии Византии, в царствование императора Феофила крепости Саркел (829—842 гг.) [9, с. 149, 150]. Урус тоже воевал с Угыр Айдаром, и тоже неудачно.

Рис. Саклань и Саксин

 

Каганы Угыр Айдар и Урус были родичами, так как их матери из урусского рода Услан были родными сестрами. И это родство не позволяло им воевать друг с другом [3 , с. 40]. Но на стороне Угыр Айдара воевали моджары, а на стороне Уруса - баджанаки. В ходе этой войны вся территория хазарского каганата — от Кичи-Шира (Северский Донец) до Закавказья — была опустошена и разгромлена моджарами. А владения Кара-Булгара расширились до пределов Булгарского бейлика на верхней Волге, и его правитель не замедлил объявить себя слугой Угыр Айдара. Сам же Угыр Айдар объявил себя эмиром Булгара и каганом Кара–Булгарского Саклана, заявив при этом, что небольшой кусок хазарской территории мог бы и без войны признать его власть. Однако Урусу все же удалось спасти свое государство, и в этом не последнюю роль сыграла построенная им в 834 г. на средства Византии крепость Хин [3, с . 32—33] — хазарский Саркел.

По мнению М. И. Артамонова, Саркел был построен для защиты западных рубежей государства от набегов росов из Поднепровья [1, с. 297]. Тексты “Гази – Барадж” это всецело подтверждают. Но была и другая возможная причина возведения этой крепости. Урус был тенгрианцем, и хазарский Итиль — оплот враждебных ему каганов иудаистов — не мог быть его резиденцией. Поэтому Саркел видится также и как ставка кагана - тенгрианца в борьбе за власть с каганами-иудаистами из враждебного ему рода Калги [13, с. 375-378].

Гарнизон крепости Хин составляли баджанаки. Они же вырвались и в степи Джалды и “наполнили их бесчинством”, о чем сообщается в “Бертинских анналах” под 839 г. Только в 840 г. старшему сыну Угыр Айдара — Габдулле Джилки — удалось нанести удар по баджанакам [3, с. 32—33].

В том же 840 г. в связи с долгими неудачными войнами хазарский каган Урус был сброшен с престола и убит. Каганом стал иудаист Манас, при нем вся власть в государстве сосредоточилась в руках бека Буртаса (840— 855 гг.), которому Манас был обязан и жизнью, и престолом [3, с.33].

Смерть этого бека так же, как гибель воевавших с Кара–Булгаром хазарских каганов Карака и Уруса, была связана с Угыр Айдаром. Манас намеревался заключить мир с Угыр Айдаром. Но по приказу бека хазары намеренно разгромили караван, следовавший из Булгара в Башту, спровоцировав этим поход Угыр Айдара на Шир. Услышав об этом, два аксакала из селений, между которыми был вырезан караван булгар, вышли к нему навстречу с заявлением о своей невиновности и готовностью внести выкуп за принесенный ущерб. Выкупом назначалась голова Буртаса, которую и преподнесли пострадавшим. Между двумя державами снова воцарился мир.

Умер каган Кара–Булгара — Угыр Айдар — в 855 г. и по завещанию был погребен в городе имени его отца — Караджаре [3, с . 33—34]. Так, по тексту “Гази-. Барадж” составилось краткое жизнеописание кагана росов, о котором упоминают под 839 г. “Бертинские анналы”.

ПВЛ о нападении князей Аскольда и Дира на Константинополь

 

Дальнейшие события в Поднепровье и Хазарском каганате, в связи с которыми “Гази – Барадж” сообщает об Ас-Халибе и Джире, перекликаются с данными ПВЛ и других источников о правлении в Киеве Аскольда и Дира .

В сообщении ПВЛ под 862 г. Аскольд и Дир названы боярами Рюрика. Отпросившись у князя ехать в Царьград, они поплыли по Днепру и осели в небольшом городке у Киевских гор, жители которого платили дань хазарам [20, с . 214—215] О походе Аскольда и Дира на Царьград говорится в тексте ПВЛ под 866 г. (который назван ошибочно).

Согласно ПВЛ, нападение Аскольда и Дира с войском на Царьград произошло в отсутствие императора Михаила, который все же возвратился, с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Потом в море омочили ризу Богородицы, и внезапно поднялась буря. Корабли разметало, и они были переломаны [20, с. 215].

Но в сообщении патриарха Фотия о походе Русии на Константинополь в 860 г. и последующем крещении Аскольд и Дир не упоминаются [21 , с. 366-368]. Заслуживает внимание и то, что были взяты сообщенные летописцем в ПВЛ сведения о походе Аскольда и Дира на Царьград у грека Амартола, в сочинении которого на греческом языке Аскольд и Дир также не упоминаются. По предположению Д. С. Лихачева, эти имена были взяты русским переводчиком или переписчиком из каких-то других неизвестных Амартолу источников [27, с. 247]. Не исключено, что одним из этих источников могли быть те же булгарские или хазарские тексты, которые использовал эмир Гази–Барадж при составлении своей летописи, и названные ими имена Ас-Халиб и Джир видоизменились в Аскольда и Дира в ПВЛ.

О нападении на Царьград в 860 г. сообщают и другие источники. Никоновская летопись XVI в. под 876 г. пишет о нападении князей Аскольда и Дира на Константинополь, после чего приключился им “гнев Божий”. Русы заключили мир с Византией и обещали креститься, просили об этом архиерея и послали к нему царя. Но они не стали креститься, пока им не будет знамения, и попросили ввергнуть в пламя Евангелие. Архиерей со словами: “Христе Боже, прослави имя твое!” — поставил Евангелие в огонь, и оно не загорелось. Увидевшие это русы все крестились [21, с. 248—249]. Этот текст перекликается с Окружным посланием патриарха Фотия 867 г. о принятии Русью православия и о прибытии на Русь епископа [1, с. 368].

К этому можно было бы добавить и некоторые сведения об Аскольде и Дире из Никоновской летописи. В ней сообщается, в частности, что в 864 г. “от болгар” был убит сын Аскольда [16 , с. 13].

Раскол Кара-Булгарской державы

 

Сообщение о нападении на Константинополь русов Аскольда и Дира в 860 г., о последующем крещении одного из русов, а также об убийстве сына Аскольда мы встречаем среди описаний событий середины IX в. летописью “Гази – Барадж”. Повествуется об этом так. В конце 50-х гг. IX в. Хазарским каганатом правил всесильный бек Ильяс. Три года Ильяс втягивал в войну с Кара-Булгаром кагана Манаса, но это ему не удавалось. Тогда возглавляемые им иудеи в 858 г. зарезали Манаса и посадили на трон его сына Исхака, который дал возможность беку продолжить войну с Кара-Булгаром Поднепровья, которая на этот раз оказалась успешной.

Во главе Кара-Булгар стоял в это время сын умершего в 855 г. кагана Угыр Айдара мусульманин Габдулла Джилки, так же, как и его отец, называвший себя каганом [3, с. 34—35]. Хазары напали на Кара-Булгар, Габдулла Джилки отступил, и хазары осадили Башту. Обороной крепости руководил в это время сардар анчийского ополчения Джир. Ильяс заявил осажденным, что в случае сдачи города Баштуйской и Урусской областям будет предоставлен статус свободного от Кара-Булгара, но подвластного хазарам княжества [3, с. 34].

При поддержке младшего брата кагана Габдуллы Джилки язычника Лачына и Ас-Халиба город был взят. Джир получил титул русского бека, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба. Башту — центр нового княжества — обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войсками. Ас-Халиб со своим отрядом въехал в Башту. У ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и бек Ильяс увел из города свое войско.

А на трон Саклана Кара-Булгар вместо кагана мусульманина Габдуллы Джилки был возведен язычник Лачын хазарской ориентации [3, с . 35]. Так перестало существовать единство Кара-Булгарской державы — Росского каганата Угыр Айдара.

Унизив мусульман, Ильяс начал борьбу с Византией. Сначала он включил территорию православной церкви в Башту в хазарский квартал и обязал яхудских таможников брать с нее арендную плату. Затем, в 860 г. приказал Джиру и Ас-Халибу внезапно напасть на Рум (Византию). Однако их войско потерпело поражение, и это поколебало ряды садумцев, баштуйцев и балынцев, которые решили, что христианские боги сильнее их языческих. Первым принял православие тяготившийся хазарской властью Джир. За ним последовали и некоторые балынские бояре [3, с . 36].

Уход кагана Габдуллы Джилки с Приднепровья на Волгу

 

“Гази-Барадж” повествует и о некоторых других событиях, совершившихся после крещения Джира и неизвестных в ПВЛ. В 863 г. в Башту началось восстание, сопровождавшееся погромом яхудской таможни и хазарского квартала, и в наведении порядка в Башту участвовал хазарский бек Ильяс с 75-тысячным войском.

В ходе долгой и сложной борьбы бывший каган Кара-Булгара — старший сын Угыр Айдара мусульманин Габдулла Джилки — покинул свои бывшие владения, двинулся в верховье Волги в Булгар и объявил его Булгарским мусульманским государством, а себя — его ханом. За Габдуллой Джилки последовали и мусульмане, большую часть которых составляли булгары-барыны. В Кара–Булгаре после ухода Джилки их осталось немного, большинство составляли язычники [3, с . 38—40].

В ходе этой войны был убит сын Ас-Халиба — Турма. Он прибыл в Башту с Ас-Халибом для соединения с хазарским беком Ильясом и противодействия Габдулле Джилки. Турма попал в окружение, был опрокинут ударом копья анчийского головы Нанкая и погиб под копытами коней [3, с . 37].

Так, в период господства в Хазарском каганате бека Ильяса и противостояния ему Кара-Булгара в Восточной Европе оформились два государственных образования - мусульманское ханство Булгар на верхней Волге и вновь подчиненная хазарам территория Урусского и Баштуйского бекства, объединенная в княжество с центром в Башту. Его наместником от хазар был Ас-Халиб. Правитель образовавшегося княжества Джир находился под контролем наместника, но тяготился хазарской властью и ориентировался на Византию.

Предыстория похода Олега на Киев

 

Как уже говорилось и как видно из приводимых текстов “Гази – Барадж”, упоминаемые в летописи сардар анчийского ополчения, а впоследствии бек Джир и хазарский наместник Ас-Халиб сопоставимы с Аскольдом и Диром ПВЛ. Однако сообщения об этих правителях совпадают не во всем. О каких-либо связях Ас-Халиба и Джира (Аскольда и Дира) с Эреком (Рюриком) “Гази – Барадж” нигде не упоминает.

И это наводит на мысль о, возможно, намеренной фальсификации событий в ПВЛ, которая относит поход на Константинополь Аскольда и Дира не к 860, а к 866 г., когда уже прибыли в Ладогу легендарные князья, с которыми якобы были связаны Аскольд и Дир. Кроме того, ПВЛ упоминает Аскольда и Дира всегда вместе — и в связи с их прибытием в Киев, и при нападении на Константинополь, и в связи с их кончиной — обоих князей убивает Олег.

Но Д. С. Лихачев считал, что соединение этих князей единой судьбой могло быть обусловлено чисто случайным преломлением в народной памяти каких-то событий [21, с. 251]. И данные “Гази – Барадж” позволяют с этим согласиться.

Kак уже упоминалось, по булгарской летописи, первоначально Ас-Халиб и Джир действительно выступают вместе как одновременно правившие в Башту наместник и бек. Кроме того, они оба действительно были первыми русскими беками — князьями, но не одновременно. Согласно “Гази – Барадж”, первоначально этот титул получил Джир. Ас-Халиб становится правителем Башту уже после того, как в 870 г. убивает Джира [3 , с . 41]. А позднее, в 882 г. Салахби, сопоставимый с Олегом, действительно убивает двоих, но не Ас-Халиба и Джира, а Ас-Халиба и его сына Булата [3, с . 44].

И сообщение ПВЛ о воцарении Олега в Киеве и убийстве Аскольда и Дира также перекликаются с данными “Гази–Барадж”. В известном сообщении ПВЛ под 882 г. повествуется о взятии Олегом Смоленска и Любеча, где он посадил своих мужей, и Киева. Подъехав к Киевским горам, Олег узнает, что в близлежащем городке правят Аскольд и Дир.

Спрятав воинов, Олег хитростью выманивает Аскольда и Дира. Когда же спрятанные воины выскочили из засады, Аскольду и Диру было объявлено, что они не князья и не княжеского рода, “но азъ [Олег. — 3. Л .] есмъ роду княжа”. Перед Аскольдом и Диром выносят малолетнего Игоря со словами: “А это сын Рюрика”. Затем их убивают. Олег садится на престол в Киеве, объявив его Матерью городов Русских. И бывшие у него варяги, славяне и другие прозвались русью [20, с . 216].

В тексте “Гази – Барадж” мы находим подтверждение этого сообщения ПВЛ. Но его смысл несколько иной.

Как и ПВЛ, “Гази – Барадж” сообщает о походе на Башту Салахби, сопоставимого с Олегом. Однако этот поход имел свою предысторию.

Как уже говорилось, Урусская и Баштуйская области с центром в Башту отделились от Кара-Булгар, образовав самостоятельное, но зависимое от хазар княжество. В Башту еще задолго до событий 882-г. правили урусский князь Джир и хазарский наместник Ас-Халиб: Однако около 870 г. Ас-Халиб убил Джира и его старшего сына, выдав их за тайных мусульман. И в ответ на изъявление покорности хазарам сам получил от кагана титул урусского бека. Кроме того, Ас-Халиб дал обещание передавать под управление хазар все завоеванные им у соседей области. Это имело свое основание, так как он задумал захватить весь Кара-Булгар и Булгар для своих сыновей [3, с . 41—42].

Еще в 870 г. Ас-Халиб послал своего сына Булата, сидевшего в Галидже, в набег на Булгар. Но садумский бий Эрек, наместник Булата, напротив, вступил в блок с возглавлявшим Булгар Габдуллой Джилки. В ходе этого противостояния бий Эрек и чирмышан Алабуга должны были совместно взять Башту. Однако эта операция не состоялась.

Тогда хан Булгара Габдулла Джилки вторично призвал Эрека к новому совместному походу на Башту, который стал к этому времени цитаделью хазар в Кара-Булгаре. Перед этим походом Эрек утвердился в Галидже и Балынской области и взял в плен сына Ас-Халиба Булата [3, с . 43].

И только в 882 г. на Башту двинулся сопоставимый с летописным Олегом сын Эрека Салахби. Вышел с войсками на Башту и Алабуга из Булгар, а затем и старший сын Габдуллы Джилки и соперник Лачына Алмыш [3, с . 43; 16, с. 396].

На пути к Башту ими была взята крепость Батавыл. “Анчийцы сына Джира Джуна со страшной резней ворвались в город и взяли его. Алмыш самолично подъехал к балтаварской юрте и выбросил из нее дрожащего от страха дядю, как щенка”. Но убить брата своего отца Алмыш не мог. И “Лачын, плача от унижения, уехал с двумя своими женами в Итиль и вскоре умер там от позора...”. Но его сына от башкортки — Угыра — Алмыш оставил себе [3, с . 43].

На престоле Кара–Булгарского Саклана в Батавыле на Левобережье Днепра сел вместо Лачына, став балтаваром Саклана, Алмыш. А после взятия Башту на престол Киевского княжества – Баштуйского бекства был посажен сын Ланыча Угыр, соправителем которого стал Салахби [3, с. 43]

Об этом было объявлено баштуйским боярам, которых предупредили, что в случае сопротивления им будет плохо. Боярам показали привезенного Алмышем Угыра, и они согласились с Салахби в том, что он будет соправителем Угыра, и заключили с ним договор. Бывший в это время беком в Башту Ас-Халиб и его сын Булат отказались подчиниться решению бояр, и тогда их привели к Салахби силой. Но Ас-Халиб с криком “Проклятый раб, ты изменил своему господину и должен умереть ” обнажил меч и хотел зарубить Салахби. Но сторонники Салахби были начеку, и Ас-Халиб был убит ударом копья. Поспешивший на помощь отцу сын Ас-Халиба Булат, по-видимому, бывший здесь же, как пленник Эрека, был зарублен.

В приведенном тексте есть непонятные места. Например, не совсем понятно, на каком основании Ас-Халиб называет Салахби рабом.

Но в целом все сказанное делает поход Салахби на Башту более обоснованным, чем описания похода в ПВЛ. И то, что Салахби становится соправителем малолетнего сына Лачына Угыра, вполне в духе того времени — Олег-Салахби выступает как бы в роли всесильного бека при бесправном, но в достаточной степени знатном правителе Поднепровья по образу всесильных беков Хазарского каганата. И то, что Угыр оказывается сыном балтавара Саклана Кара-Булгар Лачына, кажется более естественным, чем сообщение ПВЛ о том, что Олег отправился в далекий и опасный поход с малолетним сыном Рюрика.

К этому следует добавить, что новые данные булгарской летописи подтверждают наблюдение Д. С. Лихачева: легенда о призвании трех братьев и о Рюрике — мнимом родоначальнике русских князей на юге Руси — приводится только в ПВЛ, но ни одно литературное произведение XI в. не называет Рюрика основателем княжеского рода. А “Слово о законе и благодати митрополита Иллариона” и “Память и похвала князю русскому Володимиру” возводят начало династии русских князей к Игорю “Старому” [21 , с. 234,237].

Итак, главным разногласием ПВЛ и летописи “Гази – Барадж” в описании событий 882 г. является то, что Олег в ПВЛ назван только родичем Рюрика, а Салахби булгарской летописи — сыном садумского бия Эрека. А бывший, согласно ПВЛ, сыном Рюрика Игорь, по данным “Гази – Барадж”, оказывается сыном Лачына — знатного балтавара Поднепровья.

И это сообщение особеннно важно, так как русский князь Киевского княжества в Приднепровье Игорь — Угыр, сын Лачына — при ближайшем рассмотрении оказывается принадлежащим к древнему булгарскому роду Дуло и далеким (10-м по счету) потомком правившего в Поднепровье в VII в. кагана Великой Булгарии Куврата ( Угыр, Лачын, Угыр Айдар, Кан-Караджар, Тат-Утяк Сарачин, Авар, Сулаби, Бат-ТимерДжураш, Бат-Боян, Куврат) [3, с. 20,22-24,26-28,31,34,39,49; 14, с. 136-138; 15, с. 392, 394, рис. 1. Родословная, по “Джагфар тарихы”]. Но в работе и. Р. Мусиной Олег в ПВЛ ошибочно отождествляется не с Салахби, а с Лачыном).

Cмена власти и религиозно-политической ориентации в Поднепровье

 

Важные сведения о том, что от династии Дуло ведут свое начало не только киевские князья, но и правящие династии Польши, Моравии и других европейских государств, сообщает Ф. Г.-Х. Нурутдинов [19, с. 344—345]. Но к большому сожалению, его изобилующая многочисленными и подчас спорными историческими данными статья не аргументирована и лишена справочного аппарата.

В заключение хотелось бы подчеркнуть еще одну уникальную особенность булгарской летописи “Гази – Барадж” — скрупулезные описания миграций многочисленных племен Восточной Европы в периоды затяжных и жестоких войн, а также подробные перечисления племен, живших во владениях или бывших на службе у каганов и балтаваров. А это позволяет проследить не только смену власти и политическую ориентацию в Поднепровье, но и формирование того сложного этнического сплава, который впоследствии стал основой населения Киевской Руси.

Так, еще во времена кагана росов Угыр Айдара в его войске служили кара-булгары, анчийцы, урусы, а также ак - урусы военачальника Будима, среди которых были и тысячи балынских ульчийцев (славян северо-восточной Руси), которым он, однако, не вполне доверял, и альманцы и байлакские ульчийцы [3, с. 30-31]. В каганате росов было много и булгар-барынов, исповедовавших мусульманство. Но впоследствии они ушли в Булгар за Габдуллой Джилки [3, с. 38—40]. А с приходом Салахби-Олега за ним двинулись в Башту язычники — садумцы и балынцы, ставшие оплотом его власти [3, с . 45].

Так, вследствие образования на Днепре Урусского княжества с центром в Башту — Киеве и с приходом к власти устранившего хазарское наместничество Салахби на территории нового княжества меняется и состав населения, и его религиозная ориентация. Таким образом, текст летописи позволяет проследить не только корни наименования “рос” и не только родословную династии русских князей, но и живой процесс постепенного формирования во второй половине I тыс. древнерусской народности.

Но


Ключевые теги: народах, Приднепровской, Булгарии, Киевской, Руси, Волжской, Булгарии, веке, Некоторые, данные, булгарской, летописи, “ГАЗИ, БАРАДЖ, ТАРИХЫ”

Источник: http://www.rtkorr.com/news/2011/07/01/248334.new

 
Поделиться В Моем Мире
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

{related-news}

#1 написал: Episploxsep (11 августа 2011 23:51)
Ковбои против Пришельцев (2011) вот нашел в хорошем качестве
http://www.киношка24.рф
#2 написал: rozikvirter (27 сентября 2011 15:41)
Приветик :) Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/virtroza/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если найдем общий язык!


--------------------
#3 написал: rozikvirter (30 сентября 2011 10:29)
Приветик :) Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/virtroza/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если найдем общий язык!


--------------------
#4 написал: vvurozzzav (12 октября 2011 03:30)
Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/virtroza/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!


--------------------
#5 написал: werewertytr (24 октября 2011 23:02)
Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/mailv/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!
#6 написал: wezrainetwer (6 ноября 2011 15:34)
Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/mailv/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!


--------------------
#7 написал: wezrainetwer (7 ноября 2011 02:01)
Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/mailv/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!


--------------------
#8 написал: wezrainetwer (9 ноября 2011 02:20)
Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/mailv/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!


--------------------
#9 написал: wezrainetwer (10 ноября 2011 01:29)
Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/mailv/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!

Приветик :)
Меня зовут Роза.
Ищу парня для виртуального секса!
Хочу попробывать все!Вот и до вирта добралась...
Все желающие попробывать заходите ко мне в анкету на http://tinyurl.com/mailv/
Отвечу всем.Можно и в реале встретиться если вы из Екатеринбурга вдруг найдем общий язык!


--------------------
#10 написал: ninokirssswer (22 ноября 2011 16:15)
Привет парни!
Меня зовут Роза, мне 23 года и я очень люблю заниматься сексом с молодыми парнями!
Денег за секс не беру, главное что бы у вас он всегда стоял :)
Люблю когда меня трахают в попку, иногда делаю минет!!
Мою анкету вы можете посмотреть на сайте знакомств ( http://tinyurl.com/mailv/ )
Что бы написать мне или позвонить, нужно пройти бесплатную регистрацию на сайте.
Я жду вас парни у себя в друзьях, надеюсь вам понравится со мной проводить время...
#11 написал: ninokirssswer (27 ноября 2011 10:03)
Привет парни!
Меня зовут Роза, мне 23 года и я очень люблю заниматься сексом с молодыми парнями!
Денег за секс не беру, главное что бы у вас он всегда стоял :)
Люблю когда меня трахают в попку, иногда делаю минет!!
Мою анкету вы можете посмотреть на сайте знакомств ( http://tinyurl.com/mailv/ )
Что бы написать мне или позвонить, нужно пройти бесплатную регистрацию на сайте.
Я жду вас парни у себя в друзьях, надеюсь вам понравится со мной проводить время...
#12 написал: Rope (4 января 2012 01:53)
This piece was a lifjaekcet that saved me from drowning.
#13 написал: murat (25 сентября 2012 01:24)
летопись гази-бараджа ,это находка для меня.

ktnjgbcm - yf[jlrf lkz vtyz/

77777777777777755555555777777

ktnjgbcm - bcnbyf

bcjhnbcv
#14 написал: Gerewsteri (11 декабря 2012 02:29)
Я думаю что всем станет полезен мой материал
#15 написал: rodimir (23 сентября 2017 16:40)
3ye Y e
.

1: 10 000 - 1000
2: 2500 -750

H H c: PROPISUN.RU
#16 написал: rodimir (10 октября 2017 16:57)
Ya Ko
.
, ,
2500 10 000
!!!

H Ha c: PROPISUN.RU
#17 написал: rodimir (31 октября 2017 11:40)
3ce YB o
.

!

2000 10000 = !!!


H ce: PROPISUN.RU
Добавление комментария



Чаще всего читают:

Опрос на сайте
Станет-ли Украина членом Таможенного Союза

Нет, никогда
Будет много разговоров, и только
Да, но не скоро
Да. если выберут Януковича
Станет и очень скоро

Облако тегов
Архив новостей
Октябрь 2013 (2)
Июль 2013 (1)
Июнь 2013 (4)
Май 2013 (4)
Апрель 2013 (4)
Сентябрь 2012 (5)

 

Все новости | Новости Азербайджана | Новости Армении | Новости Беларуси | Новости Грузии | Новости Казахстана | Новости Киргизии | Новости Молдовы | Новости Латвии | Новости Литвы | Новости России | Новости Таджикистана | Новости Туркмении | Новости Украины | Новости Узбекистана | Новости Эстонии | Новости Абхазии | Новости Ю.Осетии | Актуальные новости | О проекте | Реклама | Ваше мнение? | Контакты | Колонка редактора | Наиболее читаемое | Карта сайта

Copyright © 2010: При цитировании материалов
активная гиперссылка на WWW.DELA.SU обязательна.
ДЕЛА.SU: мир русского языка
в ближнем и дальнем зарубежье